Как мы принимаем моральные решения?

Как мы принимаем моральные решения?

Новое исследование показывает, как наше моральное поведение может меняться в зависимости от контекста, — пишет eurekalert.org со ссылкой на Nature Communications.

Новое исследование показывает, как наше моральное
поведение может меняться в зависимости от контекста, — пишет
eurekalert.org со
ссылкой на Nature Communications.

Когда дело доходит до принятия моральных решений, мы часто
вспоминаем о золотом правиле: поступай с другими так, как ты бы
хотел, чтобы они поступили с тобой. Тем не менее, почему мы
принимаем те или иные решения, все еще не до конца ясно.
Мотивирует ли нас нежелание испытывать чувство вины, если мы
плохо поступим с другим человеком? Или жажда справедливости,
когда мы хотим избежать неравных результатов?

Ученые из Дартмутского колледжа пришли к выводу, что некоторые
люди могут полагаться как на первый, так и на второй принцип и
менять свои моральные правила в зависимости от обстоятельств.
Полученные результаты ставят под сомнение предыдущие исследования
в области экономики, психологии и нейробиологии, которые часто
основаны на предпосылке, что люди руководствуются одним моральным
принципом, который остается неизменным в течение долгого времени.

«Наше исследование показывает, что в отношении морального
поведения люди могут не всегда придерживаться золотого правила. В
то время как большинство людей склонны проявлять некоторую заботу
о других, другие могут демонстрировать то, что мы назвали
«моральным оппортунизмом»: человек все еще хочет поступать в
соответствии с нормами морали, но при этом желает получить
максимальную выгоду», — сказал ведущий автор Иерун ван Баар —
научный сотрудник в области когнитивных, лингвистических и
психологических наук в Университете Брауна, который начал это
исследование, когда учился в Дартмуте.

«В повседневной жизни мы можем не замечать, что наша мораль
зависит от контекста, поскольку эти контексты, как правило,
остаются неизменными ежедневно. Однако в новых обстоятельствах мы
можем обнаружить, что моральные правила, которым мы всегда
придерживались, на самом деле весьма податливы, — объяснил
соавтор Люк Дж. Чанг — доцент кафедры психологии и наук о мозге и
директор Лаборатории вычислительной социальной аффективной
нейронауки в Дартмуте. — Это имеет огромное значение, если
учесть, как может измениться наше моральное поведение в новых
условиях, например, во время войны».

Чтобы исследовать принятие моральных решений в контексте
взаимности, исследователи разработали модифицированную
доверительную игру, которая позволяла им классифицировать решения
в условиях взаимного доверия как функцию моральной стратегии
человека. С помощью этого метода команда могла определить, какой
тип моральной стратегии использовал участник исследования:
неприятие неравенства (когда люди отвечают взаимностью, потому
что они хотят добиться справедливости в результатах), неприятие
чувства вины (когда люди отвечают взаимностью, потому что они
хотят избежать чувства вины), жадность или моральный оппортунизм
(новая стратегия, которую определила команда, когда люди
переключаются между неприятием несправедливости и неприятием вины
в зависимости от того, что лучше всего послужит их интересам).
Исследователи также разработали вычислительную модель моральной
стратегии, которую можно использовать для объяснения поведения
людей в игре, и изучили модели мозговой активности, связанные с
моральными стратегиями.

Полученные данные впервые показывают, что уникальные,
отличающиеся друг от друга модели мозговой активности лежат в
основе стратегий неприятия несправедливости и неприятия вины,
даже если эти стратегии приводят к одинаковому поведению. В
отношении участников, которые были морально оппортунистическими,
исследователи отметили, что паттерны их мозга переключались между
двумя моральными стратегиями в разных контекстах. «Наши
результаты показывают, что люди могут использовать разные
моральные принципы для принятия решений, и что некоторые люди
гораздо более гибкие в этом отношении и будут применять разные
принципы в зависимости от ситуации, — объяснил Чанг. — Это может
объяснить, почему люди, которых мы любим и уважаем, иногда делают
вещи, которые мы считаем морально неприемлемыми».

[Фото: Borislav Marinic: ru.123rf.com]

Источник: www.eurekalert.org

scientificrussia.ru